Проект «Раскрывая тайны линкора „Императрица Екатерина Великая“»

Так называется подводная экспедиция к затопленному линкору времен Первой мировой войны, организованная Краснодарским краевым отделением Русского географического общества совместно с корпоративной ассоциацией «Газпром на Кубани».

Проект посвящен 100-летию начала Первой мировой войны и вековой годовщине спуска на воду легендарного линкора в мае 2014 года.
Линкор «Императрица Екатерина Великая»

Линкор «Императрица Екатерина Великая»



В мае 1911 года император Николай II утвердил программу обновления Черноморского флота, предусматривавшую строительство трех новых линейных кораблей, одним из которых стала «Императрица Екатерина Великая». Корабль был спущен на воду в мае 1914 года. Мощное бронирование, двадцать 130-миллиметровых бортовых орудий и двенадцать 305-миллиметровых орудий главного калибра в четырех башнях сделали новые линкоры грозным оружием, с которым считались все воюющие державы на Черном море.

Из трех новых линкоров только «Императрица Екатерина Великая» побывала в серьезном бою. В декабре 1915 года во время патрулирования она встретила германо-турецкий линейный крейсер «Гебен». Последний, использовав свое преимущество в скорости, ушел в Босфор, чудом уцелев под огнем нашей артиллерии.

После революции «Императрицу Екатерину Великую» переименовали в «Свободную Россию».

1 мая 1918 года линкор перевели из Севастополя, занятого немцами, в Новороссийск. Новый германский ультиматум Брестского мира поставил моряков перед выбором: вернуться в Севастополь, поверив обещаниям немцев об интернировании флота, или затопить линкор, как требовал шифрованный приказ из Москвы. Часть экипажа дезертировала, большинство оставшихся матросов требовали вести линкор в Севастополь. Однако офицеры решили не отдавать корабль врагу.
Линкор «Императрица Екатерина Великая»

Линкор «Императрица Екатерина Великая»



В июне 1918 года «Императрица Екатерина Великая», она же «Свободная Россия», была затоплена в Цемесской (Новороссийской) бухте. Та же участь постигла многие другие суда Черноморского флота.

В 30-е годы XX века специально созданная для подъема затонувших судов государственная организация «Экспедиция подводных работ особого назначения» (ЭПРОН) подняла большую часть затопленных кораблей, но линкор так и остался на дне. Накануне Второй мировой войны вспомнили о башнях затопленного линкора. Их подняли и передали советскому флоту, а орудия установили на 30-й и 35-й башенных батареях береговой обороны под Севастополем. Сейчас корпус некогда грозного боевого корабля покоится на глубине 38–40 метров на траверзе мыса Дооб.

Специалисты Центра подводных исследований Краснодарского краевого отделения несколько лет готовились к проекту «Раскрывая тайны линкора „Императрица Екатерина Великая“.

За первый год дайверам удалось проникнуть во внутренние помещения корабля и частично расчистить их от илистых отложений и завалов. Была проведена фото- и видеосъемка линкора и его элементов, составлена 3D-модель судна. Были демонтированы и подняты на поверхность отдельные конструкции и прочие предметы, имеющие мемориальную ценность. Проведена работа по поиску документов, связанных с историей корабля. Кроме того специалисты провели экологический мониторинг акватории Черного моря.

В 2014 году, в честь 100-летия спуска на воду линейного корабля «Императрица Екатерина Великая», на нем под водой была установлена мемориальная доска, а также прошло одно из самых значимых событий проекта — встреча с потомками моряков, служивших на линкоре. Специально к столетию линкора организаторы проекта выпустили памятную медаль. Она изготовлена из материалов с затопленного судна. Эти памятные награды были вручены самым активным участникам экспедиции и потомкам моряков с легендарного корабля.
LiveJournal Share Button